Версия для слабовидящих

Вопросы за I квартал 2017 г.

11.05.2017

Вопрос: Обязан ли работодатель обеспечивать специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты, если по результатам специальной оценкой условий труда вредных факторов не выявлено?

 

Ответ: Государственная инспекция труда в Курганской области рассмотрела по компетенции вопрос об обеспечении работников специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты по результатам специальной оценки условий труда и сообщает следующее.

В соответствии с  приказом  Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», согласно  пункта 4,  работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.

Согласно пункта 14 приказа  Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н, работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики СИЗ выдаются в соответствии с типовыми нормами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности работодателя, а также наличия этих профессий и должностей в иных типовых нормах.

Согласно пункта 19 приказа  Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н, в тех случаях, когда такие СИЗ, как жилет сигнальный, страховочная привязь, удерживающая привязь (предохранительный пояс), диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический коврик, защитные очки и щитки, фильтрующие СИЗ органов дыхания с противоаэрозольными и противогазовыми фильтрами, изолирующие СИЗ органов дыхания, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, налокотники, самоспасатели, наушники, противошумные вкладыши, светофильтры, виброзащитные рукавицы или перчатки и т.п. не указаны в соответствующих типовых нормах, они могут быть выданы работникам со сроком носки "до износа" на основании результатов специальной оценки условий труда, а также с учетом условий и особенностей выполняемых работ.

Указанные выше Средства индивидуальной защиты также выдаются на основании результатов специальной оценки условий труда для периодического использования при выполнении отдельных видов работ (далее - дежурные СИЗ). При этом противошумные вкладыши, подшлемники, а также СИЗ органов дыхания, не допускающие многократного применения и выдаваемые в качестве «дежурных», выдаются в виде одноразового комплекта перед рабочей сменой в количестве, соответствующем числу занятых на данном рабочем месте.

Согласно пункта 20 приказа  Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н, «дежурные» СИЗ общего пользования выдаются работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предназначены.

Указанные СИЗ с учетом требований личной гигиены и индивидуальных особенностей работников закрепляются за определенными рабочими местами и передаются от одной смены другой.

В таких случаях СИЗ выдаются под ответственность руководителей структурных подразделений, уполномоченных работодателем на проведение данных работ.

Согласно пункта 21 приказа  Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н, средства индивидуальной защиты,   предназначенные для использования в особых температурных условиях, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры, выдаются работникам с наступлением соответствующего периода года, а с его окончанием сдаются работодателю для организованного хранения до следующего сезона.

Время пользования указанными видами СИЗ устанавливается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и местных климатических условий. В сроки носки СИЗ, применяемых в особых температурных условиях, включается время их организованного хранения.

При проведение специальной оценки условий труда, организация, проводящая СОУТ обязана оформлять протоколы по обеспечению специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты по рабочим профессиям, таких как сторож-вахтер, водитель, уборщица служебных помещений, дворник, если эти указанные профессии есть в Вашем штатном расписании, а также прописывать какими отраслевыми типовыми нормами Вы обязаны руководствоваться, например, в Вашем случае, Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 г. N 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».

Исходя из вышеизложенного, выдача специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты работникам Вашего учреждения не зависит от результатов проведенной специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда.

 

  

 

Вопрос: Детский сад находится в стадии строительства, плановый ввод в эксплуатацию и начало функционирования учреждения – сентябрь, октябрь 2017 года. Распространяется ли срок 31.12.2018 года по проведению специальной оценки условий труда на данную ситуацию?

 

Ответ: Государственная инспекция труда в Курганской области рассмотрела по компетенции вопрос о необходимости проведения специальной оценки условий труда и сообщает следующее.

В случае строительства нового здания Вашего учреждения работодатель заново организует и вводит в эксплуатацию рабочие места в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новые рабочие места.

Согласно статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ) внеплановая специальная оценки условий труда должна быть проведена в течение двенадцати месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Полагаем, что под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ данными рабочими местами являются:

1) рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

2) рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Исходя из вышеизложенного, если в Вашем учреждении нет рабочих мест, перечисленных в части 6 статьи 10 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ, Вы имеете право проводить специальную оценку условий труда поэтапно в срок до 31 декабря 2018 года.




         Вопрос: На что необходимо обратить внимание в соблюдении трудового законодательства при вводе профессиональных стандартов с 2020 года?

 

Ответ: Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в следующих случаях:

Согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. При этом следует иметь ввиду, что в случаях, если федеральными законами и нормативными правовыми актами, принятыми в целях их исполнения (например, приказы Минтранса России), предусмотрены требования к наименованиям должностей, профессий (специальностей) работников и требования к квалификации работников, необходимо руководствоваться данными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ имеются ввиду иные нормативные правовые акты, принятые в целях исполнения федеральных законов (например, приказы Минтранса России), которыми предусмотрены требования к наименованиям должностей, профессий (специальностей) работников и требования к их квалификации, необходимо руководствоваться данными нормативными правовыми актами. В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

В случае несоблюдения указанных требований работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если наименование должностей, профессий (специальностей) и квалификационные требования к ним сформулированы работодателем без учета положений части второй статьи 57 и статьи 195.3 ТК РФ либо без учета требований к наименованиям должностей, профессий (специальностей) работников и требований к их квалификации, когда эти требования предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами отраслевого характера.