Доклад о работе ГИТ в 2015 году

18.07.2016

Пояснительная записка

 к Отчёту о работе Государственной инспекции труда в

Курганской области за 2015 год

I. Общие положения

1.1. Описание деятельности Государственной инспекции труда в Курганской области

            Организация деятельности Государственной инспекции труда в Курганской области (далее – Инспекции) по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда основывается на положениях Конвеции Международной организации труда (1947), ратифицированной Федеральным Законом от 11 апреля 1998 года №58-ФЗ, Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексе РФ, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральном законе от 26.12.2008 года № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о Государственной инспекции труда в Курганской области.

            Государственная инспекция труда в Курганской области образована в соответствии с приказом Федеральной службы по труду и занятости от 28.12.2009г. № 450 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости – Государственной инспекции труда в Курганской области». Указанным актом установлено, что инспекция является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Курганской области, а также определены полномочия в установленной сфере деятельности.

            К данным полномочиям относятся:

осуществление государственного надзора и контроля  за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

            осуществление надзора и контроля за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за начислением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

            осуществление рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях; информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

            обобщение практики и применения и анализ причин нарушения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

            анализ состояния производственного травматизма и его причин. Разработка предложений по профилактике производственного травматизма, участие в расследовании несчастных случаев на производстве;

            проведение государственной экспертизы условий труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

            информирование общественности о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан;

            анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принятие по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

            информирование федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Курганской области, муниципальных исполнительных органов Курганской области, правоохранительных органов и суда о фактах нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

            регистрация в уведомительном порядке коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета , а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

            организация трудовых арбитров;

            выявление и анализ причин возникновения коллективных трудовых споров, подготовка предложений по их устранению;

            привлечение в установленном порядке квалифицированных экспертов с целью обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

            ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

            осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

            1.2.  Характеристика структуры Государственной инспекции труда в Курганской области. Мероприятия по оптимизации численности Государственной инспекции труда в Курганской области

            Штатная численность работников Государственной инспекции труда в Курганской области составляет 24 человека, из них  -20 государственные гражданские служащие и  4- младший обслуживающий персонал. Структурно Государственная инспекция труда в Курганской области состоит из руководящего состава – 3 человека. Из правового отдела- 7 человек, отдела по охране труда -7 человек, отдела бухгалтерского учета и отчетности – 7 человек.

В соответствии с приказом Федеральной службы по труду и занятости от28.12.2015г. №410-к «Об утверждении предельной численности», с 01.04.2016г будет сокращена одна единица должности государственной гражданской службы - государственный инспектор труда (по охране труда)

 

II. Контроль и надзор в сфере труда

 

2.1. Сведения об осуществлении государственного надзора за  соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных  правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации

В 2015 году согласно Плана Государственной инспекции труда в Курганской области на 2015 год, а также в связи с поступлением обращений работников, извещений о несчастных случаях на производстве проведены плановые выездные и внеплановые документарные проверки в отношении организаций Курганской области, осуществляющих деятельность в разных сферах деятельности.

При осуществления своих полномочий государственными инспекторами труда были приняты все меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений законодательства о труде.

За 2015 год:

- проведено 1101 проверка предприятий (организаций) различной формы собственности, в т.ч. 921 проверка по обращениям граждан

 - 281 выездная  проверка, в соответствии с ежегодным планом проведения проверок – 150 проверок. По результатам контрольно надзорных мероприятий выявлено – 3972 нарушения законодательства о труде, выдано обязательных к исполнению предписаний: 874 в т.ч. 4 предписания о запрещении к использованию средств индивидуальной защиты работников в связи с несоответствием требованиям охраны труда, 35 предписаний об отстранении от работы лиц в связи с непрохождением подготовки по охране труда. Возбуждено по результатам проверок 1023 административное дело в отношении виновных лиц, в т.ч. 571 административное дело в отношении должностных лиц, 316 административных дел в отношении юридических лиц, 136 индивидуальных предпринимателей. Направлено 27 материалов по результатам проверок в органы прокуратуры и следствие в целях рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства. Анализ работы ГИТ в Курганской области в 2015г. показывает рост основных показателей осуществления государственного надзора за соблюдения работодателями трудового законодательства, так в 2015г. государственными инспекторами труда в Курганской области проведено 1101 внеплановых и плановых проверок соблюдения работодателями требований трудового законодательства что на 89 проверок больше чем за аналогичный период 2014г. По итогам проведенных проверок работодателям было выдано предписаний об устранений 3972 нарушений трудового законодательства.

388 проверки проведено в предприятиях сельского хозяйства, 143 проверок в отрасли строительства и обрабатывающей промышленности. Государственной инспекцией труда в Курганской области постоянно ведется контроль за исполнением выданных предписаний и работа, по выполнению выявленных нарушений на предприятиях всех видов экономической деятельности продолжается.

В результате наметилась тенденция к улучшению исполнения работодателями  предписаний в установленные сроки. За 2015г. направлено в суд  всего 3 административных материала по ст. 19.5 Кодекса РФ об АП за невыполнение в срок законного предписания, по всем имеется положительно решение суда, за аналогичный период 2014г. 4 административных материала.

Решением мирового судьи Далматовского района директор ООО «Далматовский элеватор» Мокрослоев О.А. признан виновным в указанном нарушении и привлечен к административной ответственности в виде штрафа.

За отчетный период государственными инспекторами труда вынесено постановлений о назначении административных наказаний: 1023 в отношении должностных и юридических лиц на сумму 15мл439т.р., оплачено административных штрафов 12мл.960т.р.

 

2.2. Анализ причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового права, принятые меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

В ходе проверок выявлены факты нарушений в области трудового законодательства – отсутствие предварительных медицинских осмотров при приеме на работу, периодических медицинских осмотров работников организаций;  нарушаются  сроки, в многочисленных случаях, отсутствует обучение и проверка теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников; выдача спецодежды, спецобуви и СИЗ по профессиям согласно типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам в соответствии с характером и условиями работы, видом деятельности организации производится с нарушением сроков обеспечения, с отсутствием обязательных условий трудового договора,  отсутствием отметки о получении работником экземпляра трудового договора,  а также другие нарушения трудового законодательства.

Проведенный по результатам проверок анализ соблюдения законодательства в сфере охраны труда показывает, что количество нарушений в организациях напрямую зависит от установившегося, как правило, общепринятого в отраслях производства отношения работодателей к организации службы охраны труда и системы управления охраны труда в организации, отсутствие чувства ответственности работодателей в части соблюдения законодательства РФ об охране труда.

Анализируя результаты проведенных проверок  в текущем году можно сделать вывод, что работа в области соблюдения трудового законодательства и охраны труда в организациях в целом ведется, но на недостаточном уровне. Реализация государственной политики в области охраны труда по обеспечению конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, осуществляется не всеми работодателями.

Отрицательными моментами являются и недостатки в обучении должностных лиц и работников предприятий, в большинстве своем обучение общим вопросам охраны труда носит формальный характер. Особенно ярко это прослеживается в непроизводственной сфере. Местные органы исполнительной власти занимаются вопросами охраны труда недостаточно полно. В большинстве администраций районов назначены ответственные должностные лица ответственные за состояние вопросов охраны труда, они же выполняют и  другие обязанности.

Общеизвестно, что активное участие органов исполнительной власти на местах в разы повышает эффективность реализации государственной политики области законодательства о труде, поскольку эти органы имеют возможность непосредственно воздействовать в законном порядке на работодателей, находящихся на территории муниципальных образований. Однако такая работа ведется не систематически или ведется не на должном уровне.

Работодатели активизировали работу по проведению специальной оценки условий труда, что положительно сказывается на условиях труда, но основной проблемой остается тот факт, что бюджетные организации не имеют достаточных средств для проведения специальной оценки условий труда.

Основными причинами нарушения законодательства о  труде  явились:

-отсутствие эффективных экономических стимулов, влияющих на увеличение затрат по улучшению условий труда и обеспечению безопасности, что является в скрытом виде основным тормозом в решении вопросов в области охраны труда;

-отсутствие системы сообщения, способной обеспечить беспрепятственный поток информации по проблемам охраны труда и безопасных условий труда между рабочими, работодателями, администрацией и специалистами в области охраны труда на всех уровнях;

-смена наименований юридического лица (с регистрацией) одной и той же организации, либо деление на несколько организаций;

-отсутствие системы охраны труда, в основе которой находится служба охраны труда;

-неграмотность работодателя в сфере трудового законодательства и его халатное отношение  к вопросам охраны труда;

Кроме того, на большинстве предприятий эксплуатируется оборудование, степень изношенности которого составляет порой более 75 процентов и более. Модернизация ведется слабо и медленными темпами, что не может положительно сказаться на снижении уровня производственного травматизма, а наоборот является повышенным фактором риска.

 Анализ причин нарушений трудового законодательства показал, что основным фактором, способствующим нарушению трудового законодательства является ненадлежащее исполнение должностными лицами своих должностных обязанностей и как следствие непринятие работодателем достаточных мер по организации трудового процесса.

 Неинформированность персонала по вопросам трудового законодательства иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права так же занимает значительную долю в качестве причин способствующих нарушению трудового законодательства.

В последнее время, на фоне социально-экономически потрясений, невозможности прогнозирования спроса и предложения, политико-экономических санкция, в качестве причина, способствующей нарушению трудового законодательства можно назвать и Финансово-экономические причины, вызвавшие воздействием внешних факторов (конъюнктура рынка, сезонный характер деятельности и пр.).

 2.3. Сведения о надзоре и контроле за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

При осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства согласно Трудового Кодекса РФ и Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве» (зарегистрировано в Минюсте РФ 05 декабря 2002г. №3999) проведено расследование 50 несчастных случаев на производстве. По данным расследованиям, 31 несчастный случай квалифицирован как связанный с производством и 20 несчастных случая квалифицированы как не связанные с производством.

За отчетный период проведена работа по отработке извещений, поступивших из лечебных учреждений, по факту травм, полученных на производстве.

 

2.4. Анализ результатов надзорной деятельности за соблюдением установленного порядка расследований и учета несчастных случаев на производстве

Анализ надзорной деятельности за соблюдением установленного порядка расследований и учета несчастных случаев показывает, что многие работодатели в нарушении ст. 228.1 Трудового кодекса РФ и п. 5 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» несвоевременно направляют извещения о несчастных случаях в соответствующие территориальные органы. В СПК имени «Свердлова», Шатровского района, произошел несчастный случай со смертельным исходом 09.10.2015 года, тогда как извещение о несчастном случае направлено в инспекцию труда спустя три дня с момента происшествия, к работодателю были применены административные санкции. Несчастные случаи происшедшие у индивидуальных предпринимателей как правило расследуются с нарушением сроков, предприниматель не знает порядка проведения расследования,  порядка извещения в следствии не прохождения обучения по охране труда. При проведении проверок по соблюдению порядка расследования легких несчастных случаев, выявляются такие факты как несвоевременное сообщение работником о несчастном случае происшедший с ним непосредственному руководителю, в следствии чего работодатель узнает о несчастном случае из запроса государственного инспектора труда. Акты расследования оформляются небрежно с отступлениями от установленных форм. При выявлении таких нарушений инспектор как правило отменяет такие акты и выдает предписание о составлении нового акта. При проверке актов формы Н- 1, с легким исходом, поступивших от работодателей, 15 актов было отменено в связи с нарушением «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», выданы предписания о составлении новых актов.

 

2.5. Анализ состояния и причин производственного травматизма

К причинам, вызвавшим несчастные случаи на производстве относятся: эксплуатация неисправного оборудования и инструмента, несовершенство или отсутствие технологических процессов выполнения работ, не использование средств индивидуальной защиты, допуск работника к самостоятельной работе без прохождения обучения и проверки знаний по охране труда, стажировки, недостаточный контроль за безопасным выполнением работ со стороны должностных лиц предприятия, отсутствие контроля со стороны должностных лиц предприятия за трудовой дисциплиной (нахождение пострадавших в алкогольном опьянении), без прохождения периодического и предварительного медицинского осмотра.

Расследуя несчастный случая со смертельным исходом, происшедший в ОАО «Водный Союз», комиссия по расследованию несчастного случая установила, что работник не использовал средства индивидуальной защиты при спуске в канализационный колодец, находился в алкогольном опьянении. В ООО «Филлипово» Половинского района, при эксплуатации неисправного трактора погиб работник, который был допущен к самостоятельной работе без прохождения обучения и проверки знаний по охране труда, без стажировки. В ОАО «Муза» Щучанского района, грузчик при загрузке мукой муковоза упал с высоты три метра. Причина несчастного случая: нахождение пострадавшего в алкогольном опьянении, допуск работника без обучения и проверки знаний по охране труда при работе на высоте, отсутствие контроля со стороны должностных лиц предприятия за трудовой дисциплиной.

При расследовании несчастного случая со смертельным исходом в ООО «Агрокомплекс Знамя» Куртамышского района, комиссией по расследованию несчастного случая выявлено, что тракторист был допущен к самостоятельной работе без прохождения периодического медицинского осмотра, без прохождения обучения и проверки знаний по охране труда. В результате неудовлетворительной организации производства работ, контроля со стороны должностных лиц предприятия ООО «Ремстроймаш», отсутствие обучения и проверки знаний по охране труда, не проведение инструктажей, тяжело травмирован работник.

В ОАО «Курганская генерирующая компания» в результате острого отравления алкоголем погиб водитель: причина – неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в отсутствие контроля со стороны должностных лиц предприятия за трудовой дисциплиной.

Государственными инспекторами труда (по охране труда) по каждому несчастному случаю проведены внеплановые проверки, по результатам которых должностные и юридические лица привлечены к административной ответственности.

 

2.6. Результаты надзорной деятельности за соблюдением трудового законодательства о специальной оценки условий труда

За отчетный период надзорной деятельности за соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда проведено 63 внеплановых документарных проверок в связи с поступившей информацией из ГУ – Курганского регионального отделения ФСС РФ, указывающей на наличие события административного правонарушения, а также возбуждено 26 дел об административном правонарушении по выявленным нарушениям соблюдения требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Основными нарушениями  при осуществлении надзорной деятельности за соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда являются:

- не проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в период с 01.01.2014г., а также не проведение аттестации рабочих мест по условиям труда на рабочих местах организаций в период до 01.01.2014г. Так в ходе внеплановой документарной проверки Государственного бюджетного учреждения "Шумихинская центральная районная больница", ул. Советская, д. 125, г. Шумиха, Шумихинский район, обл. Курганская, установлено, что учреждением представлены документы о проведенной аттестации по условиям труда на 24 рабочих местах в 2011, 2012-13г. Согласно штатного расписания ГБУ «Шумихинская ЦРБ» в организации числится 526,25 должностей. С 01.01.2014г. на ранее неаттестованных рабочих местах не проводилась специальная оценка условий труда; учреждением не предоставлены документы, подтверждающие начало работ по проведению специальной оценки условий труда, а именно приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах; в организации не утвержден график проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах; в организации не утвержден перечень рабочих мест, для проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, с указанием аналогичных рабочих мест; организацией не предоставлен гражданско-правовой договор на проведение специальной оценки условий труда с аккредитованной в этой области организацией, соответствующей требованиям ст. 19 ФЗ-426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда», в период с 01.01.2014г;

- нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда ФЗ-426 от 28.12.2013г. «О специальной оценке условий труда», а именно не предоставление документов, подтверждающих проведение специальной оценки условий труда, либо начало работ по её проведению:

а) приказа о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах;

б) перечня рабочих мест, для проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, с указанием аналогичных рабочих мест;

в) графика проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;

г) гражданско-правового договора на проведение специальной оценки условий труда с аккредитованной в этой области организацией, соответствующей требованиям ст.19 ФЗ-426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда».

Аналогично, в результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда возбуждено дело об административном правонарушении по выявленным нарушениям соблюдения требований законодательства о специальной оценке условий труда в отношении Индивидуального предпринимателя Чагочкина Павла Александровича. Выявлено, что у ИП не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в период до 01.01.2014г., а с 01.01.2014г. не проводилась специальная оценка условий труда; ИП не предоставлены документы, подтверждающие начало работ по проведению специальной оценки условий труда, а именно приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах; не утвержден график проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах; не утвержден перечень рабочих мест, для проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, с указанием аналогичных рабочих мест; ИП Чагочкиным П.А. не предоставлен гражданско-правовой договор на проведение специальной оценки условий труда с аккредитованной в этой области организацией, соответствующей требованиям ст.19 ФЗ-426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда», в период с 01.01.2014г.

В результате рассмотрения дела об административном правонарушении данный Индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 8 тыс. руб.

 

2.7. Сведения о надзорных мероприятиях, направленных на обеспечение хозяйствующих субъектов соблюдения  требований трудового законодательства в отношении привлекаемых ими в установленном порядке иностранных рабочих, а также о контроле за соблюдением ограничений по использованию иностранной рабочей силы, ежегодно устанавливаемых Правительством российской Федерации

В 2015г. надзорных мероприятий направленных на обеспечение хозяйствующими субъектами соблюдение требований трудового законодательства в отношении привлекаемых ими в установленном порядке иностранных работников, а так же контроле за соблюдением ограничений по использованию иностранной рабочей силы, ежегодно устанавливаемых Правительством РФ Государственной инспекцией труда в Курганской области не проводилось.  

 

2.8. Сведения о проведении надзорных мероприятий по вопросу легализации трудовых отношений, снижения неформальной занятости, легализации заработной платы в субъектах Российской Федерации, в том числе и во взаимодействии с органами исполнительной власти регионов (налоговых органов, органов Пенсионного Фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации)

В 2015 г. Государственной инспекцией труда в Курганской области по вопросам соблюдения законодательства о трудовом договоре в ходе проведения всех видов проверок выявлено 147 нарушений трудового законодательства, что в 3 раза меньше больше чем за аналогичный период 2014г.

Значительное снижений нарушений обусловлено ужесточением санкций, а так же информационной и разъяснительной работой, проводимой Государственной инспекцией труда в Курганской области в рамках легализации трудовых отношений.

Основные нарушения настоящего раздела связанны с отсутствием обязательных условий трудового договора,  отсутствием отметки о получении работником экземпляра трудового договора,  а также другие нарушения трудового законодательства.

Так, Государственной инспекцией труда в Курганской области в результате проведения проверки трудового законодательства в деятельности ООО «Русская Кухня», выявлены  нарушения ст. 84.1, 57, 67 Трудового кодекса РФ выразившиеся в отсутствии в трудовом договоре условий о месте работы,  режиме времени отдыха работников, размера  оплаты труда работника; ст. 67 Трудового кодекса РФ выразившиеся в отсутствии отметки о получении работником экземпляра трудового договора.

Аналогичные нарушения выявлены в отношении ООО «Терминал», ООО «Империя вкуса», МКУК «Ялымское культурно-досуговое объединение», ОАО «Курганоблгаз».

По итогам проведенных проверок, руководителям указанных учреждений выданы обязательные для исполнения предписания  с требованием устранить выявленные нарушения, и они привлечены к административной ответственности.

По итогам работы Государственной инспекцией труда в Курганской области в 2015г. в рамках снижения неформальной занятости проведены 44 контрольно-надзорных мероприятия, по результатам которых оформлены трудовые договоры с 137 работниками. Так в ходе проверки ООО «Транспортная компания» выявлен факт незаключения трудовых в письменной форме с 70 работниками.

Аналогичные нарушения выявлены в отношении ПСК «Першинское», ООО «Регион Ресурс», ИП Бабаносов И.С., ИП Поспелова О.В., ИП Шуляковым В.А. , ООО «Аризон».

По всем выявленным нарушениям, руководителя выданы предписания об устранении выявленных нарушений, должностные и юридические лица привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ.

В рамках работы, проведенной по легализации трудовых отношений. Государственной инспекцией труда в Курганской области совместно с Правительством области, Фондом медицинского страхования, Пенсионным фондом, Налоговыми органами налажено взаимодействие по обмену информацией и координации работы в данном направлении. На базе госинспекции ежеквартально проводились совещания с приглашением представителей указанных органов. Отработано более 20 случаев нарушения трудового законодательства, по представленной информации из налоговых органов Курганской области.

Так же в рамках легализации трудовых отношений и снижении неформальной занятости Государственной инспекцией труда в Курганской области осуществляются выездные мероприятия совместно с районными комиссиями.

Результатом совместной работы в 2015г. явилась легализации 2 940 работников на территории Курганской области.   

 

2.9. Сведения о проведенных проверках хозяйствующих субъектов осуществляющих выплату заработной платы ниже прожиточного минимума, установленного в регионе и минимального размера оплаты труда

Государственной инспекцией труда в Курганской области за 12 мес. 2015 выявлено 15 предприятий, выплачивающих заработную плату ниже установленного Трехсторонним соглашением минимального размера оплаты труда в Курганской области.

Так, в ходе проверки ИП Сауленко И.В. выявлены нарушения ст. 133.1 Трудового кодекса РФ – выплата заработной платы 9 работникам ниже МРОТ, установленного в регионе.

Аналогичные нарушения выявлены в отношении ИП Бондаренко С.Л., ЗАО «Гостиница Москва».

По предписаниям ГИТ 24 работникам доначислена и выплачена разница в заработной плате в сумме 156 тыс. руб.

Должностные и юридические лица привлечено к административной ответственности по ст. 5.31 КоАП РФ - нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.

Так же, Государственной инспекцией труда в Курганской области ведется Реестр организаций, имеющих задолженность по заработной плате, включая организации, в отношении которых осуществляются процедуры банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002г. №127- ФЗ «О несостоятельности» (банкротстве).

На 01.01.2015г. в реестре состояли 14 предприятий города Кургана и области, где задолженность по заработной плате перед 1471 чел. составляла 45млн. 452 тыс. руб., на 01.01.2016г. задолженность составила 89 002,89 тыс. руб. перед 1689 работником на 19 предприятиях. 10 предприятий являются на данный момент банкротами. 46 предприятий погасили задолженность по заработной плате.

За 12 мес. 2015г. погасили задолженность такие предприятия как ФГУП «Южное» Россельхозакадемии в размере 356 тыс. руб., ОАО «Шадринский завод транспортного машиностроения» - 17 323 тыс. руб., ООО «Икар КЗТА» - 2 843,7 тыс. руб., СХПК «Юбилейный» - 1016 тыс. руб., ООО «Мостдорсервис» - 2 151 тыс. руб., ООО «Стальстроймонтаж» - 1379,8 тыс. руб., ОАО «Курганский машиностроительный завод» - 43 014 тыс. руб. Общая сумма выплат составила 129 570,5 тыс. руб.

 

2.10. Результаты мониторинга задолженности по заработной плате на предприятиях оборонно – промышленного комплекса России в субъекте Российской федерации

В 2015г. Государственной инспекцией труда в Курганской области в рамках исполнения плана работы Правительственной комиссии по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а так же организации оборонно-промышленного комплекса, утвержденного поручением Заместителя Председателя правительства РФ Д.О. Рогозина № 4283п-П13 от 01.07.2015г. организована работа по мониторингу ситуации с задолженностью по заработной плате в организациях оборонно-промышленного комплекса согласно перечню организаций.

На территории Курганской области находятся 3 организации включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденному приказом Минпромторга России от 03.07.2015г. № 1828.

Указанными организациями ежемесячно предоставляется информация по установленной форме.

В ноябре 2015г. имелись случаи задержки выплате заработной плате в 2 организациях – ОАО «Курганский машиностроительный завод», ОАО «Специальное конструкторское бюро машиностроения». 

На 01.01.2016г. задолженность погашена, виновные должностные и юридические лица привлечены к административной ответственности

 

2.11. Сведения о квалификации должностных лиц государственной труда, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности, и мероприятиях по повышению квалификации

Из общего количества должностных лиц, обладающих полномочиями по осуществлению государственного надзора и контроля, все имеют высшее профессиональное образование, три человека имеют второе высшее образование. Прошли повышение квалификации в 2016 году 2 человека.

VIII. Практика применения законодательства российской Федерации в установленной сфере деятельности.

8.3. Подготовка и внесение соответствующих предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения.          

Для повышения эффективности работы Гострудинспекций целесообразно внести ряд изменений в действующее законодательство:

усиление ответственности за допущенные нарушения, ответственность по ряду статей КоАП РФ не соответствует тяжести последствий

ст. 19.7 КоАП РФ не представление сведений (информации), штраф 300 – 500 рублей должностному лицу выгоднее заплатить и не представить документы, сорвав проверку и затянуть время, отведенное для ее проведения, чем предоставить и понести наказание в случае выявления нарушений по более существенным статьям

ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в срок , законного предписания – штраф на должностное лицо 1000- 2000 рублей, тогда как выполнение предписания требует затрат в десятки или сотни тысяч рублей.

Кроме того целесообразно предусмотреть ответственность в отношении собственников предприятий

Рассмотреть вопрос о наделении рядовых инспекторов функциями, позволяющими рассматривать административные дела в отношении юридических лиц

 

IX. Расходование средств федерального бюджета

Общие сведения о расходовании средств федерального бюджета, направляемых на содержание территориальных органов Роструда.

9.1  Расходование средств федерального бюджета

9.1.1. Государственная инспекция труда в Курганской области является получателем бюджетных средств. В отделе № 2 Управления Федерального казначейства открыты лицевые счета:

- для получения средств федерального бюджета № 03431372780

- для получения средств по приносящей доход деятельности № 4431372780

- для учета операций со средствами, поступившими во временное распоряжение получателя бюджетных средств № 05431372780

 

Для осуществления текущей деятельности Гострудинспекции сумма лимитов бюджетных обязательств составила 13 199 956,6 рубля в том числе:

·                    Оплата труда и начисления на оплату труда          8 755 700,00 руб.

в том числе КОСГУ 211                                                        6 759 100,00 руб.

                     КОСГУ 213                                                        1 996 600,00 руб.

·                    Прочие выплаты                                                         5 810,60 руб.

                     КБК 15004010730019 122 212                         5 000,00 руб.

                     КБК 15004010733969 122 212                         810,60 руб.                                                                

·                    Оплата работ и услуг                                                 3 746 030,00 руб.

в том числе ВР  122                                                                222 000,00 руб.

                     ВР  242                                                               488 000,00 руб.

                     КБК 15004010730019 ВР  244                         3 022 000,00 руб.

                     КБК 15007050732040 ВР  244                         14 030,00 руб.

·                    Прочие расходы                                                         4 500,00 руб.

·                    Поступление нефинансовых активов                      665 800,00 руб.

 том числе ВР 242                                                                  24 000,00 руб.

                   ВР 244                                                                  641 800,00 руб.

·                    Уплата налога на имущество                                    9 100,00 руб.

·                    Уплата транспортного налога                                   13 016,00 руб.  

 

Поступило лимитов бюджетных обязательств на сумму 13 199 956,60 руб. - 100% .

Кассовое исполнение по освоению лимитов бюджетных обязательств за отчетный период составляет  - 13 145 502,14 руб., что составляет 99,6 %.

Остаток неисполненных лимитов бюджетных обязательств, планируемых к исполнению в текущем году составил  54 454,46 рублей.

Анализ исполнения федерального бюджета:

·                    Оплата труда и начисления (КОСГУ 210)         6 759 100,00 руб.(100%)

·                    Прочие выплаты (КОСГУ 212)                           4 710,60 руб. (81,0%)

КБК 15004010730019 122 212                                         3 900,00 руб.(78%)

КБК 15004010733969 122 212                                         860,60 руб.(100%)                                    

·                    Оплата работ и услуг (КОСГУ 220)                    3 680 992,31 руб.(94,4%)

в том числе по видам расходов:

·                    ВР 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда»                                                                                                                  178 530,5 руб. (80,4%)

Причиной такого процента исполнения от доведенных лимитов бюджетных обязательств является то, что в текущем году имели место командировки на один день, на служебных автомобилях, без оплаты проживания.

·                    ВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий»                                                                                     487 049,32 руб. (99,8%)

·                    ВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд»

                                                                                               3 015 412,49 руб.(99,8%)

Прочие расходы (КОСГУ 290)                                           4 500,00 руб.(100%)

·                    Поступление нефин. активов (КОСГУ300)          665 770,17 руб.(100%)

·                    ВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий»                                                                                     24 000,00 руб.(100%)

·                    ВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд»641 770,17 руб.(100%)

·                    Уплата налога на имущество                                 9 100,00 руб.(100%)

·                    Уплата транспортного налога                               13 016,00 руб. (100%)

Балансовая стоимость имущества Гострудинспекции по состоянию на 01.01.2016г. составила 7,667 млн. рублей.

В текущем году принято к учету основных средств на сумму 232,826 тыс. руб., в том числе

- приобретенных за счет средств федерального бюджета: оргтехника на сумму 14,46 тыс. руб., кондиционер 30,62 тыс. руб. мебель на сумму 81,0 тыс. руб., сейф 8.6 тыс. руб., настольные письменные наборы на сумму 15,35 тыс. руб., информационный стенд на сумму 4,5 тыс. рублей,

- приняты к учету основные средства ранее списанные: ноутбуки на сумму 78,3 тыс. рублей.

Руководствуясь п. 2. П.п. 2.2 приказа Федеральной службы по труду и занятости  от 19.05.2011г. № 108 «Об утверждении порядка списания федерального имущества, закреплённого за территориальными органами на праве оперативного управления» проведено списание основных средств, которые пришли в негодность, технически не исправны и морально устарели на общую сумму 159,964 тыс. рублей.

 

9.1.2. Качество финансового планирования и управления расходованием доведенных лимитов бюджетных обязательств территориальными органами Роструда

Бюджетные расходы производились в пределах, выделенных на эти цели, лимитов бюджетных обязательств, с соблюдением правильного отнесения расходов на соответствующие КОСГУ.

Закупки товаров, работ и услуг за 2015 год проводится в соответствии положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации,  на основании Федерального закона от 22 марта  2013г. № 44-­ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Заключено 68 договоров на общую сумму 4 114,691 тыс. рублей по статье 93 п. 32 – 2 239,92 тыс. руб.; п. 1 – 215 тыс. руб.; п. 4 – 1 659,771 тыс. рублей. Конкурсных процедур не проводилось.

Балансовая стоимость имущества Гострудинспекции по состоянию на 01.01.2016г. составила 7,667 млн. рублей. В текущем году принято к учету основных средств на сумму 123,9 тыс. рублей.

Руководствуясь п. 2. П.п. 2.2 приказа Федеральной службы по труду и занятости  от 19.05.2011г. № 108 «Об утверждении порядка списания федерального имущества, закреплённого за территориальными органами на праве оперативного управления» проведено списание основных средств, которые пришли в негодность, технически не исправны и морально устарели на общую сумму 159,964 тыс. рублей.

Балансовая стоимость материальных запасов Гострудинспекции по состоянию на 01.01.2016г. составила 333,031 тыс. рублей. В текущем году израсходовано средств федерального бюджета на приобретение материальных запасов в сумме 541,83 тыс. рублей.

Списано на текущие расходы материальных запасов на сумму 572,42 тыс. руб., по состоянию на 01.01.2016 года остаток запасов составил 333,03 тыс. рублей

 

9.1.3. Эффективность бюджетных расходов на обеспечение деятельности территориальных органов Роструда

В Государственной инспекции труда в Курганской области постоянно проводится работа по эффективному использованию средств федерального бюджета.

9.2. Контроль за расходованием средств федерального бюджета, направляемых на содержание территориальных органов Роструда.

9.2.1. Для осуществления равномерного освоения лимитов бюджетных обязательств ежемесячно составляется «Прогноз кассовых расходов».

Расходование, доведенных лимитов бюджетных обязательств, в течение 2015 года, осуществляется исходя их реальной потребности. Контроль за своевременным предоставлением счетов и оплатой осуществляет отдел бухгалтерского учета и оргработы.

9.2.2. Сведения об эффективности расходования средств федерального бюджета, направленных непосредственно на исполнение государственной функции по осуществлению надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

В 2015 году Территориальное управление Росфинадзора в Курганской области проводила выездную плановую ревизию финансово-хозяйственной деятельности за 2013-2014 годы Государственной инспекции труда в Курганской области. В ходе ревизии были выявлены нарушения: искажение бухгалтерской отчетности выразившееся в не отражении на забалансовом счете арендуемое помещение; нарушение срока предоставление сведений в УФК об обязательствах, возникших на основании договоров (2 договора); нарушение порядка и условий командирования госслужащих (1 командировка). Выявленные нарушения были устранены в ходе ревизии.

X. Применение ведомственных информационных систем

10.1. Сведения о ведомственных информационных системах Роструда и реализации мероприятий по их развитию и сопровождению.

В целях осуществления и реализации мероприятий о ведомственных информационных системах проводятся регулярно обновления, работа с технической поддержкой, ведение сайта. Установленное программное обеспечение позволяет обеспечить выполнение поставленных задач. Наличие информационных систем, обеспечивающих поддержку выполнения функций Инспекции: правовое информирование: Консультант +: Гарант;

контроль законодательства о труде: АИС ГИТ4.0.зз.0;

бухгалтерский учет: 1С: Бухгалтерия 8.2; Амба -3.9; ПП «Парус бюджет»

Официальный сайт Инспекции в сети Итернет:git45/rostrud/ru/ Регулярность обновления информации – еженедельно.

10.2.      Организация работ по обеспечению информационной безопасности и защиты персональных данных в автоматизированных системах Роструда.

Техническое сопровождение, обновление логинов, паролей, создание электронных подписей

10.3.        Осуществление перевода государственных услуг и функций Роструда в электронный вид. Отчет об исполнении плана-графика перевода на предоставление в электронном виде государственных услуг Роструда.

Регистрация на портале государственных услуг, размещение планов проверок на 2016г

10.5.        Мониторинг состояния технических и информационных ресурсов территориальных органов Роструда

            Выкладывание отчетов о работе на контрольную панель

10.8.        Реализация этапа работы по модернизации АИС ГИТ

Регулярное обновление баз и версий программы АИС ГИТ

10.10.    Обеспечение открытости и публичной доступности информации о деятельности

Своевременное выкладывание на сайт инспекции новой информации

 

XIII. Работа с обращениями граждан

13.1. Результаты работы с обращениями граждан по вопросам контроля и надзора в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказания государственных услуг в сфере содействия, занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан. Количество поступивших обращений граждан.

Работа по рассмотрению обращений граждан проводилась в соответствии с нормами Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Работа с заявлениями граждан является одним из приоритетных направлений деятельности Государственной инспекции труда в Курганской области, поскольку обращения граждан являются информационной основой для проведения надзорно – контрольных мероприятий  в организациях.

Государственной инспекцией труда в Курганской области организована работа по личному приему граждан, информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая информирование общественности о выявленных нарушениях трудового законодательства. Так же  организована работа телефонов «горячей линии» по наиболее актуальным вопросам трудового законодательства.

Анализ поступивших жалоб граждан показывает, что наиболее распространенными поводами для них являлись нарушения трудового законодательства допущенные работодателями:

Нарушения в сфере законодательства об оплате труда (невыплата заработной платы в установленные сроки, невыплата заработной платы в соответствии с установленными условиями оплаты труда);

Нарушения порядка проведения мероприятий, связанных с сокращением численности или штата работников и ликвидации предприятий;

Нарушения трудового законодательства работодателями при возникновении трудовых отношений, в частности, не оформление трудовых договоров в письменной форме, содержание в трудовых договорах условий оплаты труда. ограничивающих права и снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленным трудовым законодательством

Нарушения трудового законодательства при расторжении трудовых отношений по невыплате всех сумм, причитающихся работнику от работодателя в день увольнения, в том числе компенсации за неиспользованный отпуск, неоплаты труда за сверхурочную работу и работу в выходной или праздничный день;

Нарушения трудового законодательства при изменении определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя;

Нарушения связанные с вопросами расследования несчастных случаев на производстве  и выплат по возмещению вреда, причиненного здоровью пострадавших;

Нарушения связанные с прохождением периодических и предварительных медосмотров за счет средств работодателя;

Нарушения связанные с обеспечением средствами индивидуальной зашиты работника;

При обращении на личном приеме работодателям и работникам оказывается консультационная помощь, в том числе в их адрес направляется письменные консультации

13.2. Результаты работы с обращениями граждан в рамках информирования и консультирования

работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

В 2015г. в адрес Государственной инспекции труда в Курганской области поступило 1551 обращений что на 12 % больше чем за аналогичный период 2014г.  128 обращений поступили в ходе личного приема, 239 в форме электронного документооборота, 1276 в письменной форме из которых по 655 проведены проверки.

Государственной инспекцией труда осуществляется ежедневный прием граждан, еженедельно проводится личный прием руководителем и заместителями.

Из общего количества обращений, 287  рассмотрены по вопросу оформления и расторжения трудовых договоров, 1150 – оплаты труда, 60 по охране труда.

По итогам рассмотрения в 424 случаях нарушенные права восстановлены, 16 дисциплинарных взысканий отменено, 13 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, назначено наказаний в виде штрафа - 586, в 51 факты нарушения трудовых прав не подтвердились.